В интернете читали, как Сергей Алиханов представлял не просто замечательную поэтессу, но личность, чьи мысли и чувства бесконечно глубоки и масштабны, как вся Вселенная. Это - Ольга Ильницкая.
Ольга Ильницкая родилась в Одессе. Автор книг стихов: «Глаголы настоящего времени», «Сквозное жильё», «Жизнь тому вперёд», "Идет по улице война", "Семь встреч с Богом"...
Ольга Ильницкая была профессиональной фехтовальщицей, окончила исторический факультет Одесского университета, приобрела, кроме профессии историк, ещё редкую профессию архивиста, специалиста по публикациям исторических документов в архивном институте в Москве. Она стала заниматься литературой почти тридцать лет тому назад и является членом PEN International, Союза писателей Москвы, Южнорусского союза писателей, Конгресса литераторов Украины и Национального союза журналистов Украины. Поэтесса была репортёром в «горячей точке» (Приднестровье), пережила теракт (Пушкинская площадь в Москве), гибель сына Алексея...
Ольга Ильницкая не имела в виду становиться поэтом. Она хотела заниматься философией. Гёте когда-то сказал, что неудавшийся поэт неизбежно становится философом, а несостоявшийся философ оказывается поэтом. Философией заниматься Ольге не позволила советская система: муж был арестован и посажен за антисоветскую деятельность (речь идет о политологе Павловском - ред). Дорога в науку была закрыта. Система диктовала свои условия. Ольга сопротивлялась. Противостояние обратило её к слову: вместо диссертационной темы «Проблема ценностных ориентаций и творческая активность личности» по произведениям Владимира Маяковского и Андрея Тарковского начались стихи. Поэтому в поэзию Ольга вошла, если сопоставить её возраст с условной градацией начал поэтического творчества, достаточно поздно, после тридцати, уже состоявшимся зрелым человеком.
Полное интервью: Ольга ИЛЬНИЦКАЯ - о своем творчестве.
https://youtu.be/CFOVd1n5swY
Ольга Ильницкая живет в Москве и Одессе, является членом
Национального Союза журналистов Украины и Союза писателей Москвы. В советские
времена опубликовала две книги стихов в подмосковном и ленинградском самиздате.
Во времена перестройки у Ольги вышла книга прозы и стихов «Жизнь тому вперед»,
переведенная впоследствии на английский язык: «State if Emergency».
Публиковалась в энциклопедиях и антологиях России и Украины, в периодической
печати России, Украины, Германии, Франции, США, Венгрии, Израиля.
И вот встреча в библиотеке им. И.Франко с известным Поэтом и Писателем Ольгой Ильницкой, которую так ждали одесситы, уже позади.
Остались яркие впечатления, видео и фото. Попытаемся их зафиксировать, чтобы запомнить надолго, чтобы сделать выводы для себя.
Оканчивалась встреча коллективным фото.
А в самом начале был объявлен старт цикла литературных встреч от группы в Фейсбуке, которая называется "Одесса творческая". И сегодня наш первый гость - Ольга Ильницкая.
Нам предлагают посмотреть небольшую видео-презентацию
https://youtu.be/nxGUiS9AJs0
Ведущая творческого вечера Анжела Бантовская:
- Сегодня Ольга Ильницкая
оказала нам честь быть дебютанткой в нашей первой литературной встрече с интересным одесситом-творческой личностью, поэтом, прозаиком.
https://youtu.be/CA-vV-pby0A
Ольга Ильницкая:
- В первый раз, когда приехала в Москву с большой хозяйственной сумкой, я позвонила Юнне Петровне Мориц и спросила, можно ли мне к ней прийти. Она спросила, что вы привезли? Я сказала - ну 16 килограмм...
С этого началась моя литература. Так вот я с этим мешком регулярно везде прихожу.
Тогда у меня были рукописи...
- Для меня настоящая литература началась с этой книги... (В руке у Ольги Сергеевны изданная в 1991 году Объединением молодежных клубов Одессы книга «Вольный город» – сборник стихов тогда еще молодых поэтов, членов литературного клуба «Круг». Ее составителем стал руководитель клуба, поэт Юрий Михайлик).
- В 2016 году исполнилось 40 лет как был написан роман
«Зияющие высоты», который меня потряс правдой жизни ...
Был вечер, посвященный памяти Зиновьева, и я написала стихотворение, которое я прочитала прямо на этом вечере, попросив разрешение у Ольги Мироновны Зиновьевой.
Она разрешила. Для меня это знаковое стихотворение. Оно очень трудно мне далось. (На фото Ольга Зиновьева и Ольга Ильницкая).
Она разрешила. Для меня это знаковое стихотворение. Оно очень трудно мне далось. (На фото Ольга Зиновьева и Ольга Ильницкая).
Кто же справится (к 40-летию романа А.Зиновьева «Зияющие высоты») http://www.poezia.ru/works/124014
О.Зиновьевой
1
Выживает мой друг, выживает.
Он читает и ходит в кино,
во дворе с алкашами базлает
и стучит по мозгам домино.
во дворе с алкашами базлает
и стучит по мозгам домино.
Он привычке отдался любимой,
он в пикете завис, он бухой,
он вещает в свободном эфире,
и уже не вернется домой.
он в пикете завис, он бухой,
он вещает в свободном эфире,
и уже не вернется домой.
Говорит, что обрыдла эпоха,
что гейропе пора на погост,
что знаком с предстоящим Мессией,
потому что сгорел в Холокост
что гейропе пора на погост,
что знаком с предстоящим Мессией,
потому что сгорел в Холокост
его дедушка. Что вертухайкой
зачала его бедная мать,
не до жиру теперь, а что б живу -
бля, не гроб же, простите, ибать.
зачала его бедная мать,
не до жиру теперь, а что б живу -
бля, не гроб же, простите, ибать.
2
Даже если всё дышит на ладан,
не спеши это вслух рассказать,
потому – доберётся Бен Ладен
радость жизни у всех отобрать.
Даже если всё дышит на ладан,
не спеши это вслух рассказать,
потому – доберётся Бен Ладен
радость жизни у всех отобрать.
Хошь узнать, кто есть главный разлучник,
утром бороду сбрей навсегда.
Щурь глаза, поперхнувшийся лучник,
померанчево светит звезда.
утром бороду сбрей навсегда.
Щурь глаза, поперхнувшийся лучник,
померанчево светит звезда.
Старой площади отсвет кровав.
И слетелись орлы голубые
На рубиновый хищный оскал.
На Отчизны часы заводные.
И слетелись орлы голубые
На рубиновый хищный оскал.
На Отчизны часы заводные.
Всякий раз, выходя на дорогу
и глаза поднимая на Кремль,
звезды ценишь, угодные Богу,
и сбриваешь, как бороду, день.
и глаза поднимая на Кремль,
звезды ценишь, угодные Богу,
и сбриваешь, как бороду, день.
Сам, служивою синею птицей,
в дверь свою беспощадно стучишь,
чтоб испуганно дрогнули губы,
заскреблася за пазухой мышь.
в дверь свою беспощадно стучишь,
чтоб испуганно дрогнули губы,
заскреблася за пазухой мышь.
Для чего это всё? Ты прибудешь
с мышеловкой на правой боке,
и вдове своей впаривать будешь
помидоры в спиртовом саке...
с мышеловкой на правой боке,
и вдове своей впаривать будешь
помидоры в спиртовом саке...
3
Вот приснится такая х*йня,
у святого застыну огня,
над лампадкой рукой поведу,
отгоняя озноб и беду.
Вот приснится такая х*йня,
у святого застыну огня,
над лампадкой рукой поведу,
отгоняя озноб и беду.
И как девочка вспыхнув, проникнусь
и поверю, и страстной прикинусь,
шуганусь от родного крыльца...
Светофору светить до конца
и поверю, и страстной прикинусь,
шуганусь от родного крыльца...
Светофору светить до конца
желтым, желтым, пока не сморгнет
и на алый глазок повернет.
... Будет долго стоять надо мной
словно ель, голубой постовой.
и на алый глазок повернет.
... Будет долго стоять надо мной
словно ель, голубой постовой.
Под горючей багровой звездой
кто же справится с этой страной…
кто же справится с этой страной…
Октябрь, 2016
Анжела Бантовская:
- Когда я слушала ваше интервью, мне очень понравилось там такое выражение: "Возраст - женского рода. Как и зеркало"... Меня это очень зацепило.
Ольга Ильницкая:
- Поэзия, это явление не только духовного порядка, не только душевного порядка, но и материального, физического порядка... Потому что оно и горы двигает, и моря расступаются, и люди поднимаются. И люди начинают писать.
- Если я встречаюсь с человеком, который пишет хорошие стихи, первое свидетельство того, что я встретилась с поэтом, - мне тут же хочется все бросить, бежать садиться писать стихи...
Может быть, в этом и предназначение таланта, который дается каждому из нас, передать свою вспышку другому человеку. И эта цепная реакция таланта, успеха, радости идет как волны...
- Когда начинаешь входить в работу другого писателя, вот, например, как я входила в Сережины стихи (на фото Сергей Главацкий). Очень хорошо, что здесь живой пример. Был момент, когда я вдруг поняла, что некоторых вещей я просто не знаю, о которых ты пишешь. И благодаря Сереже я начала читать книги по астрономии. И благодаря Сереже я начала читать духовную литературу. Очень рекомендую почитать его книгу. Это то, что я для себя, с одной стороны, называю интеллектуальной литературой, а с другой стороны, она так цепляет душу... Большое спасибо тебе, Сережа, за это!
https://youtu.be/DzxsswHtyZw
Ольга Ильницкая читает главу "Из мест не столь отдаленных" из повести "Тренировка достоинства".
- Есть много в мире... Среди серых и черных камней, по кромке над обрывом шли коты на задних лапах ...
Роман "Саша из Белого города"Глава "Что на дереве растет?"
- Саша носила сандалии, а мечтала о теннисных тапочках.
Однажды она убежала из дома и отправилась гулять по городу. Стоял жаркий
пыльный июнь. Город был старый, городу было очень много лет. Нет, веков. А
может быть, даже тысячелетий. Над берегом Днестровского лимана высилась
турецкая крепость – с башнями, подъёмным мостом, но он уже больше не
поднимался, потому что сломались механизмы, глубоким рвом вокруг съеденных,
словно зубы старика, стен.
- Сергей Бирюков рецензируя мою книгу "Дебют на
прощанье", сказал, что я единственный русский писатель, который успел вскочить в последний вагон уходящего поезда русской литературы из двадцатого века в век двадцать первый ... и придумала новый вид романа!
1.
Она любила кого не надо,
Она творила все, что хотела,
Она ходила поперек и прямо,
Владела тайнами переговоров,
Диагональю пути играла,
Словом долгим спускала собачку
Своего тяжелого злого кольта,
Когда на черный квадрат смотрела.
Она была всему королева. .....
Она любила кого не надо,
Она творила все, что хотела,
Она ходила поперек и прямо,
Владела тайнами переговоров,
Диагональю пути играла,
Словом долгим спускала собачку
Своего тяжелого злого кольта,
Когда на черный квадрат смотрела.
Она была всему королева. .....
https://youtu.be/VPFrVJYy-qA
Поперек листопада ложится мой путь,
Вдоль гусиного, мелкого ломкого шага.
Если был кто со мною — отстал отдохнуть,
Если шел параллельно — то так ему надо:
Обомлеть, столбенея от истин сквозных,
Обалдеть от раскосого лисьего взгляда.
Подойду и скажу: параллельность прямых
Листопадом нарушена — значит, так надо.
Значит, ты потрудись обнаружить во мне
Глубину зачинанья строки непреложной.
И меня оттолкни, отпусти, отомсти
Теплотой за обманчивость ясности сложной.
Будем живы — и вновь разбежимся поврозь
Листопад разгребать, шелестя и рифмуя
Небо с морем и в небе с волною колдуя,
Ощутим глубину. И, волнуясь, глотнем
Эту истину — лживую, горькую, злую.
Пока дрожит струна
сердечной боли…
Ещё печаль твоя меня тревожит.
Ещё плечами ощущаю тяжесть.
Из глубины сомнений говорю –
я помню всё. И я ещё люблю
разлёт мостов утраченного
града,
холмы его остывших куполов.
Пока дрожит струна сердечной
боли,
покуда не разрушена столица,
ещё последний сон прощально
снится.
Но из углов уже ползут уродцы
и примеряют человечьи лица –
чтоб строились на площадях
народы,
засовы отворяют на темницах.
Они от нас почти не отличимы,
Не холодны их мёртвые личины.
Да, я молчу две тысячи веков
прижавшись сердцем к сердцу
облаков,
и падаю дождями вам под ноги,
и детскими вам говорю губами
что смерть красна.
А жизнь, как смерть, опасна.
Но быть прекрасно.
И любить прекрасно.
Ещё душою корчусь от обиды.
Из глубины сомнений говорю.
Ещё люблю. Ещё пока люблю.
Анжела Бантовская:
- В интервью вы очень красиво сказали, что у поэтов, писателей есть четвертое состояние, когда человек находится между сном и явью. Когда пишет душа... Что нужно, чтобы оказаться в таком состоянии?
Ольга Ильницкая:
- У меня нет такой проблемы.
Меня научила
Ира
Ратушинская ...
нужно
сосредоточиться на своем пупке...
https://youtu.be/6HLCTSDTvkA
Слово «возраст», конечно, женского рода. Как и «зеркало». Владлен Дозорцев Я читаю тебя и себя не в первый раз. Голубого сухого льда не пугает пламя. Я согласна глотать эту злую словесную вязь. Отрастающие волосы нести как знамя. Только что я могу в нашем мире больших ножей. Кривым зеркалом отразившем не меня, а моих мужей. В старом замке у самого Черного моря. В новом платье изящном, сшитом для горя. Ты, чужой и сильный, не поднимай Соскользнувшую с плеч мою вдовью шаль. Потому что и я уже будто – Ускользнула в ту степь, где ковыльно и людно От скачущих с гиканьем «Сарынь на кичку»! (Вы молчали ко мне, вы ни слова лично). Это, видно, татаро-монгольское иго Всех не то, чтоб рассорило – рассорило. Потому что прошлое уже было. Потому что я взрослая женщина, Боже. ...А старуха уже всё на свете может... И когда я лягу в чужую кровать Не любить, а ещё страшней – умирать, Во мне маленькая девочка гукнет беззубым ртом. Как виновата я перед ней. Не пощадившая даже своих сыновей. Оставлявшая жизнь и любовь – на потом.
СЧАСТЬЕ
http://polutona.ru/?show=reflect&id=127
Впереди была дорога. Девочка сидела на корточках у обочины и
смотрела на дырку в земле. Из дырки на неё смотрел молодой любопытный тарантул.
Отвратительный.
Тарантул видел, что девочка маленькая. Ноги у нее босые.
Руки она прячет под коленками. Кусать её нет нужды.
Уже который раз она не уходила по дороге дальше, а
присаживалась возле входа в нору и смотрела. Он чувствовал, что она пришла, и
радовался: там, где девочка сидела, земля, согретая её теплом, пахла так, как
нигде и ни после кого не пахла. Он любил смотреть на неё; они уже два возраста
младших братьев смотрели друг на друга. Он хотел, чтобы это было всегда. Ещё он
хотел забраться на девочкину ногу. Но не решался.
Сегодня она протянула к нему ладонь. Он вылез и замер, не
понимая — отчего же замер? Ладошка пахла ещё сильнее, чем земля, и он решился.
...В центре ладошки дрогнуло, и тарантул сжался. Девочка
расслабила руку — тарантул отполз к пальцам, но девочка слегка сжала их, и он
опять оказался в центре, где вздрогнуло... Он вернулся к пальцам — и снова
оказался там, в точке вздрога. Ему нравилась игра.
Девочка приблизила лицо, и глаза её, такие же синие, как всё
вокруг, оказались совсем рядом. Он подполз к ним ближе — ресницы опустились и
спрятали синее. А потом девочка сжала кулак, и он оказался в темноте — теплой и
пахучей, лучше его дома. Но кулак разжался, и осторожный толчок из центра
ладони направил его к пальцам.
Вход в нору был рядом. Тарантул сошел на землю. А ладонь
прикрыла голубое над ним, и запах опустился в нору вслед за тарантулом.
Девочка встряхнулась, оправила сарафанчик и побежала по
дороге, посматривая на ладонь. И улыбаясь.
Они оба знали, что, когда новое солнце взойдёт над дорогой и
его луч повиснет отвесно над норой, всё повторится. Потому что оба хотели,
чтобы чёрное смотрело в голубое, а голубое — в чёрное. Чтобы пахучее тепло
переплеталось с шёлковым щекотанием, чтобы жизнь ощущалась бесконечной и
доверительной, и следующий день был бы уже не за горами, а совсем рядом, возле
обочины, у маленького сухого входа в землю.
...И вот уже я вновь сижу на корточках и смотрю в дырку, а
оттуда на меня он смотрит и не умеет мигать. Я подношу палец; он вдруг прыгает
и ползет к центру ладони, и замирает — бархатный, нестрашный — в том месте, где
у меня всегда вздрагивает, прямо на линии любви. Я сжимаю кулак, а он тихонько
и ласково шевелится, и мы молчим.
И нам счастливо.
Завершение встречи
Очень важно, что в тот же вечер Ольга Сергеевна написала на своей страничке в Фейсбуке: "Хорошо мне было в библиотеке".
До новых встреч!
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭто не я сказала:"- Я единственный русский писатель, который успел вскочить в последний вагон уходящего поезда русской литературы из двадцатого века в век двадцать первый ... и придумала новый вид романа!" :) - в этом смысле выразился Сергей Бирюков рецензируя мою книгу "Дебют на прощанье" - "... Есть и «крупная форма» - «Круизный роман» с подзаголовком «история любви и ревности», и «Место мира», с авторским обозначением жанра «короткий роман». И тот и другой, конечно, как романы абсолютно неклассичны. И это неудивительно в конце ХХ века, в котором роман претерпел столько изменений. Впрочем, большей частью в других литературах. Важно, что на сей раз свой вид романной формы предлагает русская писательница". Остальные рассуждения мои по сабжу это уже аберра́ции — то есть отклонения, погрешности памяти и издержки себялюбия (!) - надо в этом признаться, к стыду моему.:( Сергей Бирюков
ОтветитьУдалитьХалле (Германия)
"Русская мысль", N 4415.
Париж, 27 июня 2002 г.
Стаптью С. Бирюкова можно посмотреть здесь тоже:https://ilol.livejournal.com/16099.html
Стаптью С. Бирюкова можно посмотреть здесь: https://ilol.livejournal.com/16099.html
ОтветитьУдалить