четверг, 1 февраля 2018 г.

Творческий вечер Ольги Ильницкой в гостях у "Одессы творческой"



                                                              Ловим момент, пока Ольга ещё в Одессе - получаем удовольствие от её творчества...




В интернете читали, как Сергей Алиханов представлял не просто замечательную поэтессу, но личность, чьи мысли и чувства бесконечно глубоки и масштабны, как вся Вселенная. Это - Ольга Ильницкая.
Ольга Ильницкая родилась в Одессе. Автор книг стихов: «Глаголы настоящего времени», «Сквозное жильё», «Жизнь тому вперёд», "Идет по улице война", "Семь встреч с Богом"...
Ольга Ильницкая была профессиональной фехтовальщицей, окончила исторический факультет Одесского университета, приобрела, кроме профессии историк, ещё редкую профессию архивиста, специалиста по публикациям исторических документов в архивном институте в Москве. Она стала заниматься литературой почти тридцать лет тому назад и является членом PEN International, Союза писателей Москвы, Южнорусского союза писателей, Конгресса литераторов Украины и Национального союза журналистов Украины. Поэтесса была репортёром в «горячей точке» (Приднестровье), пережила теракт (Пушкинская площадь в Москве), гибель сына Алексея...
Ольга Ильницкая не имела в виду становиться поэтом. Она хотела заниматься философией. Гёте когда-то сказал, что неудавшийся поэт неизбежно становится философом, а несостоявшийся философ оказывается поэтом. Философией заниматься Ольге не позволила советская система: муж был арестован и посажен за антисоветскую деятельность (речь идет о политологе Павловском - ред). Дорога в науку была закрыта. Система диктовала свои условия. Ольга сопротивлялась. Противостояние обратило её к слову: вместо диссертационной темы «Проблема ценностных ориентаций и творческая активность личности» по произведениям Владимира Маяковского и Андрея Тарковского начались стихи. Поэтому в поэзию Ольга вошла, если сопоставить её возраст с условной градацией начал поэтического творчества, достаточно поздно, после тридцати, уже состоявшимся зрелым человеком.

Полное интервью:  Ольга ИЛЬНИЦКАЯ - о своем творчестве.

https://youtu.be/CFOVd1n5swY


Ольга Ильницкая живет в Москве и Одессе, является членом Национального Союза журналистов Украины и Союза писателей Москвы. В советские времена опубликовала две книги стихов в подмосковном и ленинградском самиздате. Во времена перестройки у Ольги вышла книга прозы и стихов «Жизнь тому вперед», переведенная впоследствии на английский язык: «State if Emergency». Публиковалась в энциклопедиях и антологиях России и Украины, в периодической печати России, Украины, Германии, Франции, США, Венгрии, Израиля.








И вот встреча в библиотеке им. И.Франко с известным Поэтом и Писателем Ольгой Ильницкой, которую так ждали одесситы,  уже позади.
Остались яркие впечатления, видео и фото. Попытаемся их зафиксировать, чтобы запомнить надолго, чтобы сделать выводы для себя.

Оканчивалась встреча коллективным фото.

А в самом начале был объявлен старт цикла литературных встреч от группы в Фейсбуке, которая называется "Одесса творческая". И сегодня наш первый гость - Ольга Ильницкая. 

Нам предлагают посмотреть небольшую видео-презентацию
https://youtu.be/nxGUiS9AJs0


Ведущая творческого вечера Анжела Бантовская:
- Сегодня Ольга Ильницкая 
оказала нам честь быть дебютанткой в нашей первой литературной встрече с интересным одесситом-творческой личностью, поэтом, прозаиком. 

 https://youtu.be/CA-vV-pby0A

Ольга Ильницкая:
- В первый раз, когда приехала в Москву с большой хозяйственной сумкой, я позвонила Юнне Петровне Мориц и спросила, можно ли мне к ней прийти. Она спросила, что вы привезли? Я сказала - ну 16 килограмм...
С этого началась моя литература. Так вот я с этим мешком регулярно везде прихожу.
Тогда у меня были рукописи...



- Для меня настоящая литература началась с этой книги...  (В руке у Ольги Сергеевны изданная в 1991 году Объединением молодежных клубов Одессы книга «Вольный город» – сборник стихов тогда еще молодых поэтов, членов литературного клуба «Круг». Ее составителем стал руководитель клуба, поэт Юрий Михайлик).


- В 2016 году исполнилось 40 лет как был написан роман 

«Зияющие высоты», который меня потряс правдой жизни ...

Был вечер, посвященный памяти Зиновьева, и я написала стихотворение, которое я прочитала прямо на этом вечере, попросив разрешение у Ольги Мироновны Зиновьевой
Она разрешила. Для меня это знаковое стихотворение. Оно очень трудно мне далось. (На фото Ольга Зиновьева и Ольга Ильницкая).


Кто же справится (к 40-летию романа А.Зиновьева «Зияющие высоты») http://www.poezia.ru/works/124014 


О.Зиновьевой
1
Выживает мой друг, выживает.
Он читает и ходит в кино,
во дворе с алкашами базлает
и стучит по мозгам домино.
Он привычке отдался любимой,
он в пикете завис, он бухой,
он вещает в свободном эфире,
и уже не вернется домой.
Говорит, что обрыдла эпоха,
что гейропе пора на погост,
что знаком с предстоящим Мессией,
потому что сгорел в Холокост
его дедушка. Что вертухайкой
зачала его бедная мать,
не до жиру теперь, а что б живу -
бля, не гроб же, простите, ибать.
2
Даже если всё дышит на ладан,
не спеши это вслух рассказать,
потому – доберётся Бен Ладен
радость жизни у всех отобрать.
Хошь узнать, кто есть главный разлучник,
утром бороду сбрей навсегда.
Щурь глаза, поперхнувшийся лучник,
померанчево светит звезда.
Старой площади отсвет кровав.
И слетелись орлы голубые
На рубиновый хищный оскал.
На Отчизны часы заводные.
Всякий раз, выходя на дорогу
и глаза поднимая на Кремль,
звезды ценишь, угодные Богу,
и сбриваешь, как бороду, день.
Сам, служивою синею птицей,
в дверь свою беспощадно стучишь,
чтоб испуганно дрогнули губы,
заскреблася за пазухой мышь.
Для чего это всё? Ты прибудешь
с мышеловкой на правой боке,
и вдове своей впаривать будешь
помидоры в спиртовом саке...
3
Вот приснится такая х*йня,
у святого застыну огня,
над лампадкой рукой поведу,
отгоняя озноб и беду.
И как девочка вспыхнув, проникнусь
и поверю, и страстной прикинусь,
шуганусь от родного крыльца...
Светофору светить до конца
желтым, желтым, пока не сморгнет
и на алый глазок повернет.
... Будет долго стоять надо мной
словно ель, голубой постовой.
Под горючей багровой звездой
кто же справится с этой страной…

Октябрь, 2016


Анжела Бантовская
- Когда я слушала ваше интервью, мне очень понравилось там такое выражение: "Возраст - женского рода. Как и зеркало"... Меня это очень зацепило.



Ольга Ильницкая:
- Поэзия, это явление не только духовного порядка, не только душевного порядка, но и материального, физического порядка... Потому что оно и горы двигает, и моря расступаются, и люди поднимаются. И люди начинают писать.




- Если я встречаюсь с человеком, который пишет хорошие стихи, первое свидетельство того, что я встретилась с поэтом, - мне тут же хочется все бросить, бежать садиться писать стихи...
Может быть, в этом и предназначение таланта, который дается каждому из нас, передать свою вспышку другому человеку. И эта цепная реакция таланта, успеха, радости идет как волны...



- Когда начинаешь входить в работу другого писателя, вот, например, как я входила в Сережины стихи (на фото Сергей Главацкий). Очень хорошо, что здесь живой пример. Был момент, когда я вдруг поняла, что некоторых вещей я просто не знаю, о которых ты пишешь. И благодаря Сереже я начала читать книги по астрономии. И благодаря Сереже я начала читать духовную литературу. Очень рекомендую почитать его книгу. Это то, что я для себя, с одной стороны, называю интеллектуальной литературой, а с другой стороны, она так цепляет душу...   Большое спасибо тебе, Сережа, за это! 






 https://youtu.be/DzxsswHtyZw
Ольга Ильницкая читает главу "Из мест не столь отдаленных" из повести "Тренировка достоинства".

Есть много в мире... Среди серых и черных камней, по кромке над обрывом шли коты на задних лапах ...



Роман "Саша из Белого города"Глава "Что на дереве растет?"

Саша носила сандалии, а мечтала о теннисных тапочках. Однажды она убежала из дома и отправилась гулять по городу. Стоял жаркий пыльный июнь. Город был старый, городу было очень много лет. Нет, веков. А может быть, даже тысячелетий. Над берегом Днестровского лимана высилась турецкая крепость – с башнями, подъёмным мостом, но он уже больше не поднимался, потому что сломались механизмы, глубоким рвом вокруг съеденных, словно зубы старика, стен.


Сергей Бирюков рецензируя мою книгу "Дебют на прощанье", сказал, что я единственный русский писатель, который успел вскочить в последний вагон уходящего поезда русской литературы из двадцатого века в век двадцать первый ...  и придумала новый вид романа!

(Статью С. Бирюкова можно посмотреть здесь https://ilol.livejournal.com/16099.html)




1.
Она любила кого не надо,
Она творила все, что хотела,
Она ходила поперек и прямо,
Владела тайнами переговоров,
Диагональю пути играла,
Словом долгим спускала собачку
Своего тяжелого злого кольта,
Когда на черный квадрат смотрела.
Она была всему королева.    .....




https://youtu.be/VPFrVJYy-qA    

Поперек листопада ложится мой путь,
Вдоль гусиного, мелкого ломкого шага.
Если был кто со мною — отстал отдохнуть,
Если шел параллельно — то так ему надо:
Обомлеть, столбенея от истин сквозных,
Обалдеть от раскосого лисьего взгляда.
Подойду и скажу: параллельность прямых
Листопадом нарушена — значит, так надо.


Значит, ты потрудись обнаружить во мне
Глубину зачинанья строки непреложной.
И меня оттолкни, отпусти, отомсти
Теплотой за обманчивость ясности сложной.
Будем живы — и вновь разбежимся поврозь
Листопад разгребать, шелестя и рифмуя
Небо с морем и в небе с волною колдуя,
Ощутим глубину. И, волнуясь, глотнем
Э
ту истину — лживую, горькую, злую.


Пока дрожит струна 

сердечной боли…

Ещё печаль твоя меня тревожит.
Ещё плечами ощущаю тяжесть.
Из глубины сомнений говорю –
я помню всё. И я ещё люблю
разлёт мостов утраченного града,
холмы его остывших куполов.
Пока дрожит струна сердечной боли,
покуда не разрушена столица,
ещё последний сон прощально снится.
Но из углов уже ползут уродцы
и примеряют человечьи лица –
чтоб строились на площадях народы,
засовы отворяют на темницах.
Они от нас почти не отличимы,
Не холодны их мёртвые личины.
Да, я молчу две тысячи веков
прижавшись сердцем к сердцу облаков,
и падаю дождями вам под ноги,
и детскими вам говорю губами
что смерть красна.
А жизнь, как смерть, опасна.
Но быть прекрасно.
И любить прекрасно.
Ещё душою корчусь от обиды.
Из глубины сомнений говорю.
Ещё люблю. Ещё пока люблю.





Анжела Бантовская:
- В интервью вы очень красиво сказали, что у поэтов, писателей есть четвертое состояние, когда человек находится между сном и явью. Когда пишет душа... Что нужно, чтобы оказаться в таком состоянии?





 Ольга Ильницкая:
- У меня нет такой проблемы. 
Меня научила 
нужно сосредоточиться на своем пупке...

- Четвертое состояние сознания тренируется




https://youtu.be/6HLCTSDTvkA


Слово «возраст», конечно, 
     женского рода. 
          Как и «зеркало». 
          Владлен Дозорцев 
  
Я читаю тебя и себя не в первый раз. 
Голубого сухого льда не пугает пламя. 
Я согласна глотать эту злую словесную 
     вязь. 
Отрастающие волосы нести как знамя. 
Только что я могу в нашем мире больших 
     ножей. 
Кривым зеркалом отразившем не меня, а 
     моих мужей. 
В старом замке у самого Черного моря. 
В новом платье изящном, сшитом для 
     горя. 
Ты, чужой и сильный, не поднимай 
Соскользнувшую с плеч мою вдовью шаль. 
Потому что и я уже будто – 
Ускользнула в ту степь, где ковыльно и 
     людно 
От скачущих с гиканьем «Сарынь на 
     кичку»! 
(Вы молчали ко мне, вы ни слова лично). 
Это, видно, татаро-монгольское иго 
Всех не то, чтоб рассорило – рассорило. 
Потому что прошлое уже было. 
Потому что я взрослая женщина, Боже. 
...А старуха уже всё на свете может... 
И когда я лягу в чужую кровать 
Не любить, а ещё страшней – умирать, 
Во мне маленькая девочка гукнет 
     беззубым ртом. 
Как виновата я перед ней. 
Не пощадившая даже своих сыновей. 
Оставлявшая жизнь и любовь – на потом. 


СЧАСТЬЕ
http://polutona.ru/?show=reflect&id=127

Впереди была дорога. Девочка сидела на корточках у обочины и смотрела на дырку в земле. Из дырки на неё смотрел молодой любопытный тарантул. Отвратительный.
Тарантул видел, что девочка маленькая. Ноги у нее босые. Руки она прячет под коленками. Кусать её нет нужды.
Уже который раз она не уходила по дороге дальше, а присаживалась возле входа в нору и смотрела. Он чувствовал, что она пришла, и радовался: там, где девочка сидела, земля, согретая её теплом, пахла так, как нигде и ни после кого не пахла. Он любил смотреть на неё; они уже два возраста младших братьев смотрели друг на друга. Он хотел, чтобы это было всегда. Ещё он хотел забраться на девочкину ногу. Но не решался.
Сегодня она протянула к нему ладонь. Он вылез и замер, не понимая — отчего же замер? Ладошка пахла ещё сильнее, чем земля, и он решился.
...В центре ладошки дрогнуло, и тарантул сжался. Девочка расслабила руку — тарантул отполз к пальцам, но девочка слегка сжала их, и он опять оказался в центре, где вздрогнуло... Он вернулся к пальцам — и снова оказался там, в точке вздрога. Ему нравилась игра.
Девочка приблизила лицо, и глаза её, такие же синие, как всё вокруг, оказались совсем рядом. Он подполз к ним ближе — ресницы опустились и спрятали синее. А потом девочка сжала кулак, и он оказался в темноте — теплой и пахучей, лучше его дома. Но кулак разжался, и осторожный толчок из центра ладони направил его к пальцам.
Вход в нору был рядом. Тарантул сошел на землю. А ладонь прикрыла голубое над ним, и запах опустился в нору вслед за тарантулом.
Девочка встряхнулась, оправила сарафанчик и побежала по дороге, посматривая на ладонь. И улыбаясь.
Они оба знали, что, когда новое солнце взойдёт над дорогой и его луч повиснет отвесно над норой, всё повторится. Потому что оба хотели, чтобы чёрное смотрело в голубое, а голубое — в чёрное. Чтобы пахучее тепло переплеталось с шёлковым щекотанием, чтобы жизнь ощущалась бесконечной и доверительной, и следующий день был бы уже не за горами, а совсем рядом, возле обочины, у маленького сухого входа в землю.
...И вот уже я вновь сижу на корточках и смотрю в дырку, а оттуда на меня он смотрит и не умеет мигать. Я подношу палец; он вдруг прыгает и ползет к центру ладони, и замирает — бархатный, нестрашный — в том месте, где у меня всегда вздрагивает, прямо на линии любви. Я сжимаю кулак, а он тихонько и ласково шевелится, и мы молчим.
И нам счастливо.
Завершение встречи 



Очень важно, что в тот же вечер Ольга Сергеевна написала на своей страничке в Фейсбуке: "
Хорошо мне было в библиотеке".

До новых встреч!




























3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Это не я сказала:"- Я единственный русский писатель, который успел вскочить в последний вагон уходящего поезда русской литературы из двадцатого века в век двадцать первый ... и придумала новый вид романа!" :) - в этом смысле выразился Сергей Бирюков рецензируя мою книгу "Дебют на прощанье" - "... Есть и «крупная форма» - «Круизный роман» с подзаголовком «история любви и ревности», и «Место мира», с авторским обозначением жанра «короткий роман». И тот и другой, конечно, как романы абсолютно неклассичны. И это неудивительно в конце ХХ века, в котором роман претерпел столько изменений. Впрочем, большей частью в других литературах. Важно, что на сей раз свой вид романной формы предлагает русская писательница". Остальные рассуждения мои по сабжу это уже аберра́ции — то есть отклонения, погрешности памяти и издержки себялюбия (!) - надо в этом признаться, к стыду моему.:( Сергей Бирюков
    Халле (Германия)
    "Русская мысль", N 4415.
    Париж, 27 июня 2002 г.
    Стаптью С. Бирюкова можно посмотреть здесь тоже:https://ilol.livejournal.com/16099.html

    ОтветитьУдалить
  3. Стаптью С. Бирюкова можно посмотреть здесь: https://ilol.livejournal.com/16099.html

    ОтветитьУдалить