суббота, 2 сентября 2017 г.

Встреча с Борисом Херсонским: лекция "Анатомия одесского мифа".

Борис Григорьевич начал с тех комментариев, которые получил на объявление о теме лекции.
Часть 1. https://youtu.be/9CTKQ4FrAsA

Приведенные ссылки дают возможность послушать лекцию, а запомнившиеся автору репортажа фразы лектора хочется процитировать.

Борис Херсонский 
От Одесской Литературной Общественности:

Сограждане! Если вы все же решите посетить лекцию известного русофоба и жЫдобандеровца, имя которого мы не хотим упоминать в библиотеке имени того, чье имя мы также не хотим упоминать - мы и тогда готовы прийти вам на помощь! У входа в библиотеку посетителям будут бесплатно раздаваться беруши и кило гречневой крупы в качестве бонуса. Для тех, кто не удовлетворяется наркотическим воздействием лектора, будут раздаваться бесплатные одноразовые шприцы, а для тех, кто после лекции захочет безопасно заняться любовью к родному городу - соответствующие средства.

Часть 2. https://youtu.be/U7kJSR49dmY
БГХ: "Далеко не каждая голова имеет ум."  
Мой друг как-то пошутил: "Одесса - это город, оккупированный краеведами."
"Я сегодня написал такое определение: Одесса - это город в черте оседлости, который населен кочевниками, гордящимися своими корнями."


Часть 3. https://youtu.be/X5TcGlzDNXA
БГХ: "Постоянно Одессу расчищают, чтобы построить что-то новое (идея площадки под застройку)."
"Когда всерьез начали говорить об одесском мифе? По-моему это было в шестидесятые годы, когда была переиздана книга Дерибаса "Старая Одесса."
Там в предисловие впервые анализировался одесский миф."







Часть 4. https://youtu.be/9CxHzFJa-f4
БГХ: "Одесское краеведения как и всякое иное во многом зиждется на скучных фактах: кто построил данный дом, кто был его владельцем, кто там жил, кто туда захаживал. Эти сведения охотно сообщаются туристам и, разумеется, вылетают из их голов немедленно. .. Между тем краеведы тоже создают одесский миф."
В чем особенность одесского мифа как такового. Это сугубо литературное явление. Творцами одесского мифа были писатели и поэты. При этом, как справедливо когда-то написала Алена Яворская, в девятнадцатом веке одесский миф творили те, кто приезжал в Одессу, а в двадцатом - те, которые из Одессы уезжали."
"Когда ты приезжаешь к своим друзьям в любой город, то "Ты одессит, Мишка (или Борька...), а это значит..." А значит, что ты должен показывать одессита."


Часть 5. https://youtu.be/XD1t9M-twIc 
БГХ: "Обычно, читая лекции, я приводил цитаты из различных литературных произведений. В последние три-четыре года я понял, что это совершенно бессмысленно."
"Как вы думаете, если кому-то скажут: "Ты - посетитель одесского цирка", кто-то сегодня обидится? (Смех в зале).  А когда-то обиделись бы все!"

 
Часть 6. https://youtu.be/4bTH5lMa000
БГХ: "Одесский миф - это продукт ассимилянтов. И одесский язык - продукт людей, которые в первом поколении ушли из своих национальных общин."
"Мой дедушка как-то сказал: "Я видел 200 чел., которые стояли в очереди за выпить. И у них были такие глаза, как будто они стояли в очереди за убить."
 
Часть 7. https://youtu.be/aFs7jqRC1PM
БГХ: "Литература (в Одессе) приездная, выездная и остаточная. Остаточная - это мы. Те, кто остались."
"Одесса рожала талантливых писателей, ... но как им туго приходилось, пока они были в Одессе. Но Одесса их закалила. И дала, таким образом, им шанс."

Часть 8. https://youtu.be/OnD7Hr7O2Io
БГХ: "Мы оба люди с убеждениями, но убеждения наши различны."
Спасибо всем, кто пришел в этот вечер в библиотеку имени Грушевского. Мне было интересно беседовать с вами. Наш день города удался. И хоть эта лекция не напоминала массовое гуляние, но нас было много.
Я готовил эту лекцию, как часто бывает, какие-то мысли пришли по ходу и в диалоге с вами. Еще раз - всем спасибо!



Комментарии после лекции

Борис Херсонский в Анатомія одеського мифу
*
Молодая журналистка напомнила мне выражения "антиодесская статья", "антиодесский журнал". Это выражение довольно часто употребляется патриотами моего города. "Антиодесское" - это не то, что разрушает дома старой Одессы, меняет ее привычный архитектурный облик. Это то, что разрушает одесский миф. Почему мы защищаем миф яростнее, чем сам город?
*
Мне кажется, что одесский миф выполняет роль "парадигмы" в понимании Т.Куна, то есть он не только организует прошлое, но и предопределяет желательное будущее городской культуры. Это те рамки, в которых нужно держаться, чтобы быть "своим". В Одессе быть "своим" важнее, чем в ином городе...
*
Знаю по крайней мере два случая, когда были сделаны оргвыводы в отношении редакторов одесских журналов, опубликовавших "антиодесские материалы". Подчеркиваю - опубликовавшие, а не написавшие! Авторы статей были люди вольные, им ничего не сделаешь.
Думаете, я написал одну из этих статей? Не угадали. Пожалуй, этот текст - мой первый "антиодесский материал".
*
Есть все же разница между персонажами "Неаполитанского квартета" и героями одесского мифа. Пульчинелла - кто угодно: рогоносец, горбун, дурак, воплощение Приапа. Но он не жулик, не вор, не бандит. Тарталья кто угодно - крючкотвор, зануда, несчастный отец. Но он - смешон, а не страшен.
Герои Одесского мифа, увы, по преимуществу жулики или бандиты. Без "комплекса Робин Гуда", они вовсе не собираются делиться награбленным с бедняками... Кстати, даже Остап Бендер может быть достаточно жестким и даже жестоким, в одной из киноверсий "Двенадцати стульев" эту "темную сторону" гения авантюры прекрасно воплотил Миронов. И фильм оказался далеко не таким смешным...

 


 

1 комментарий: